Сайт создан в рамках проекта «Карта памяти» подробнее
Родители Анны принадлежали к старой гвардии революционеров, поэтому с установлением советской власти, опасаясь репрессий, часто меняли место жительства. В семье было трое детей, Анна – старшая (она родилась в 1909).
В 1931, когда семья жила в Челябинске, Анна была исключена с курсов по подготовке в институт за «антисоветские проявления». И все же ей удалось поступить в Московский университет. В 1933 она была студенткой 1-го курса биологического факультета МГУ, жила в Москве. Познакомилась с русскими католиками, посещала собрания христианской молодежи, принимала участие в дискуссиях на религиозные темы. 27 июля 1933 Анну арестовали по групповому делу «монархической организации католиков». Также ей инкриминировалась «подготовка террористического акта против тов. Сталина». Несколько месяцев она провела на Лубянке, в феврале 1934 была приговорена к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и отправлена на Соловки. Как студентку биофака, работать ее направили на опытное сельскохозяйственное поле. Там Анна познакомилась с Керимом Казиевым, заведующим этим хозяйством, тоже политзаключенным. Профессиональный агроном, он вел в лагере научную работу – занимался акклиматизацией кормовых культур в условиях Заполярья, переписывался с Н.И. Вавиловым. Вскоре Керим и Анна, товарищи по неволе и коллеги по работе, вступили в негласный супружеский союз. 19 апреля 1936 у них родился сын Теймур.
Анна нарисовала портрет новорожденного акварелью и послала в письме к родным. Осенью 1937 мать с сыном разлучили, – Анна была переведена на тюремный режим. Теймуру тогда было всего полтора года, но ее образ запечатлелся в его памяти: «Мама склонилась надо мной. В красной косынке, в светлом халате…». 9 октября 1937 Особая тройка УНКВД вынесла Анне Бриллиантовой очередной неправосудный приговор – к высшей мере наказания. Она была расстреляна 3 ноября 1937 в урочище Сандормох.
".. Это Туомайнен, Карл Густавович, Карлуша, как его нежно за глаза называли подчиненные... Работавшие у него соловчане не изнывали на работе и голода не испытывали"
Последняя «мирная» фотография
В апреле 1921 князь Яссе Николаевич Андроников совершил роковую ошибку: он уже находился на пароходе, отходящем из Батума в Европу
семья, погибшая в два ноябрьских дня 1937 года
он участвовал в процессе Бейлиса, добился оправдательного приговора В. Пуришкевичу. Он играл в театре, писал стихи, публиковал судебные речи и драматические произведения.
Старшему незадолго до смерти исполнился 21 год, младший не дожил месяца до своего двадцатилетия
Первое время письма с Соловков приходили регулярно, в них мать старалась рассказать детям что-нибудь увлекательное о своей жизни: о природе северного края, о животных, о своей работе