«большой террор» в цифрах

Сколько человек лежит «в районе Медгоры»?
Кто эти люди?

Сколько же человек из почти одиннадцати тысяч казненных было расстреляно и захоронено в окрестностях Медвежьегорска?

Данные по расстрелам в Карелии уникальны еще и тем, что это – едва ли не единственный регион, где в расстрельных актах делались пометки о приблизительном месте приведения приговора в исполнение. Пометки эти, конечно, чаще всего весьма приблизительны: «близ с.Реболы», «в окрестностях г.Кемь», «в Беломорском районе» и т.д.
Сразу сделаем одно важное замечание. Имеются документы, свидетельствующие, что в окрестностях Медвежьей Горы приговоры приводились в исполнение не только в Сандормохе, но и в другом месте. По крайней мере, известно, что 11 августа 1937 пять человек было расстреляно «в 500 метрах юго-западной стороны Чебинского тракта на 10-м километре от станции Медгора» – то есть в районе, находящемся в другом направлении от Медвежьей Горы, чем Сандормох.
Значит ли это, что близ Медвежьей Горы в течение какого-то времени действовало два расстрельных полигона, или расстрел 11 августа был единичным случаем?

Осторожности ради, мы будем дальше говорить не о «расстрелянных в Сандормохе», а о «расстрелянных близ поселка Медвежья Гора» (в тогдашнем языковом обиходе – Медгора, ныне г. Медвежьегорск).

В записях базы данных, созданной петрозаводским исследователем Ю.А. Дмитриевым, пометка об исполнении приговора «на ст. Медвежья Гора» встречается в 4956 случаях. Иными словами, на район Медвежьей Горы приходится почти половина карельских казней 1937–1938 годов. Это не случайно: в Медгоре дислоцировалось Управление Белбалтлага. Весьма возможно, что урочище Сандормох использовалось чекистами в качестве расстрельного полигона ББЛ и задолго до начала Большого террора.
Соответствующие выборки из базы данных Дмитриева дают нам следующие цифры: из казненных «в районе пос.Медвежьей Горы» – не менее 1988 заключенных-«каналоармейцев» и не менее 624 трудпоселенцев. Таким образом, остальных, т.е. «вольных жителей Карелии» лежит здесь не менее 2344. (Мы говорим «не менее», потому что для некоторой, небольшой, впрочем, части расстрелянных всех категорий установить место расстрела не удалось даже приблизительно, – эти сведения отсутствуют в документах и, следовательно, в базе данных.)
Еще одно обстоятельство: мы не знаем, когда начал функционировать расстрельный полигон в урочище, которое позднее получило название Сандормох. Не исключено, что еще до начала массовых операций, но насколько раньше? Вскоре после начала строительства Беломорско-Балтийского канала в 1931? И если это так, то сколько людей здесь расстреляли еще до начала Большого террора? Этих данных у нас нет.
Наконец, последнее. Именно в Сандормохе с 27 октября по 4 ноября 1937 были казнены 1111 заключенных Соловецкой тюрьмы особого назначения, приговоренных к расстрелу и вывезенных для этого на материк. Строго говоря, эту цифру нельзя включать в итог Большого террора в Карелии: Соловецкие острова входят в Архангельскую область, а приговаривала соловецких заключенных не карельская, а ленинградская «тройка». В таблицы И.И. Чухина, базу данных Ю.А. Дмитриева и, соответственно, в «Поминальные списки Карелии» они не входят. Но эти люди захоронены в карельской земле, и, безусловно, их следует прибавить к общему числу расстрелянных. Более того: только об этих 1111 людях нам на сто процентов известно, что они расстреляны и захоронены не просто «в районе Медгоры», а конкретно в урочище Сандормох. Через много десятилетий именно поиски «соловецкого этапа» сыграли ключевую роль в истории обнаружения места захоронения.
Мы собрали всю доступную нам информацию о соловецких заключенных, казненных в Сандормохе (многие из них были известными людьми), и о каждом составили краткую биографическую справку. Эти справки можно посмотреть здесь.

Места расстрелов периода Большого террора в Карелии

Итак, по минимальным оценкам, извлеченным, главным образом, из базы данных Ю.А. Дмитриева, «близ поселка Медвежья Гора» (скорее всего, все-таки именно в Сандормохе) расстреляны и захоронены:

Заключенные Белбалтлага, приговоренные к ВМН до начала «массовых операций» НКВД нет данных
Заключенные Белбалтлага, приговоренные к ВМН «тройкой» НКВД КАССР, Комиссией НКВД и Прокурора СССР и Особой Тройкой НКВД СССР 1988 человек
Расстрелянные в Сандормохе по приговору «тройки» УНКВД Ленинградской области заключенные Соловецкой тюрьмы особого назначения 1111 человек
Жители Карельской АССР, арестованные и осужденные в ходе «массовых операций» НКВД – «кулацкой», «национальных», «харбинской» 2344 человека
Трудпоселенцы, сосланные в Карелию и здесь арестованные и осужденные в ходе «массовых операций» НКВД 624 человека
Итого: Не менее 6067 человек
Поделиться: