Сайт создан в рамках проекта «Карта памяти» подробнее
Эсфирь Григорьевна Пригожина родилась в 1906 в Смоленске. Переехала в Москву, затем в Ленинград. Работала научным сотрудником в Музее революции, имела степень кандидата наук. Жила с семьей (муж и двое детей) на 7-й линии Васильевского острова.
В феврале 1935 по сфальсифицированному обвинению был арестован и выслан в Якутию ее муж – ученый-китаевед, сотрудник института Востоковедения РАН А.С. Поляков (впоследствии он умер в ссылке). Через год Э.Г.Пригожину исключили из партии, а в сентябре 1936 она была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации». Ее дочери Наташе в это время было 9 лет, сыну Саше – 2 года. В декабре был объявлен приговор – 8 лет тюремного заключения.
Отбывать срок Эсфирь Пригожину отправили на Соловки. Первое время письма от нее приходили регулярно, в них мать старалась рассказать детям что-нибудь увлекательное о своей жизни: о природе северного края: «я никогда в жизни не знала, что небо так высоко и что звезды такие яркие», о диких животных; а еще о том, что она работает в совхозе и что «одна корова, ее почему-то зовут “Анкета”, дает в день 40–45 литров молока». Потом письма перестали приходить, и родные много лет не знали о ее судьбе. Только в конце 1950-х стало известно, что 14 октября 1937 Эсфирь Григорьевна вновь была приговорена по ложному обвинению – на этот раз к расстрелу. Ее казнили 1 ноября 1937 в урочище Сандормох. Через месяц с небольшим ей бы исполнилось 32 года...
".. Это Туомайнен, Карл Густавович, Карлуша, как его нежно за глаза называли подчиненные... Работавшие у него соловчане не изнывали на работе и голода не испытывали"
Последняя «мирная» фотография
В апреле 1921 князь Яссе Николаевич Андроников совершил роковую ошибку: он уже находился на пароходе, отходящем из Батума в Европу
семья, погибшая в два ноябрьских дня 1937 года
Образ матери запечатлелся в его памяти: «Мама склонилась надо мной. В красной косынке, в светлом халате…»
он участвовал в процессе Бейлиса, добился оправдательного приговора В. Пуришкевичу. Он играл в театре, писал стихи, публиковал судебные речи и драматические произведения.
Старшему незадолго до смерти исполнился 21 год, младший не дожил месяца до своего двадцатилетия