Сайт создан в рамках проекта «Карта памяти» подробнее
Оба брата родились в Петрограде: Анатолий – в 1916, Виктор – в 1917. Братья рано потеряли отца, – А.О. Клинге, офицер Белой армии, в 1920 был расстрелян красными под Мурманском. С первого класса Анатолий и Виктор учились в одной школе – бывшей гимназии Карла Мая на 17-й линии Васильевского острова (в 1930-е она называлась школой фабрично-заводского обучения), а жили неподалеку, на 16-й линии. Оба были художественно одарены: Анатолий хорошо рисовал, он посещал еще и художественную студию; Виктор был музыкант и пианист, он писал музыку и всегда играл на школьных танцевальных вечерах. Юноши были верующими и вместе прислуживали алтарниками в храме Киево-Печорского Успенского подворья Оптиной пустыни.
Арестованы они были в один день – 22 декабря 1933 – по сфабрикованному НКВД групповому «делу церковников». Школьникам было предъявлено нелепое обвинение в «подготовке к покушению на Сталина». В феврале 1934 Анатолий и Виктор были приговорены к 8 годам концлагеря (встречаются упоминания, что по молодости лет срок был им сокращен на треть). Обоих отправили в 8-е отделение Белбалтлага – на Соловки. Анатолий и в лагере продолжал рисовать, Виктор – сочинять музыку; оба участвовали в постановках лагерного театра. Их мать многократно писала в Политический Красный Крест, добивалась в НКВД пересмотра дела сыновей, но ей было отказано.
Осенью 1937 года братьев перевели на тюремный режим, и 9 октября 1937 Особая тройка приговорила их к расстрелу, – во исполнение специальной директивы наркома НКВД «по репрессированию наиболее активных контрреволюционных элементов из числа содержащихся в тюрьмах ГУГБ». Только расстреляли их не одновременно: Виктора – 27 октября, Анатолия – 3 ноября 1937. Их останки покоятся в урочище Сандормох. Старшему незадолго до смерти исполнился 21 год, младший не дожил месяца до своего двадцатилетия.
".. Это Туомайнен, Карл Густавович, Карлуша, как его нежно за глаза называли подчиненные... Работавшие у него соловчане не изнывали на работе и голода не испытывали"
Последняя «мирная» фотография
В апреле 1921 князь Яссе Николаевич Андроников совершил роковую ошибку: он уже находился на пароходе, отходящем из Батума в Европу
семья, погибшая в два ноябрьских дня 1937 года
Образ матери запечатлелся в его памяти: «Мама склонилась надо мной. В красной косынке, в светлом халате…»
он участвовал в процессе Бейлиса, добился оправдательного приговора В. Пуришкевичу. Он играл в театре, писал стихи, публиковал судебные речи и драматические произведения.
Первое время письма с Соловков приходили регулярно, в них мать старалась рассказать детям что-нибудь увлекательное о своей жизни: о природе северного края, о животных, о своей работе